С 2026 года в России вводятся новые правила для гостиниц: упрощенное заселение и защита прав туристов

С марта 2026 года в России начнут действовать обновленные правила предоставления гостиничных услуг, которые коснутся всех средств размещения — от отелей до баз отдыха и кемпингов. Изменения призваны сделать условия проживания более прозрачными и удобными для гостей.

Одно из ключевых нововведений — расширение перечня документов для заселения. Помимо загранпаспорта, который стал действующим вариантом осенью этого года, с января 2026 года туристы смогут использовать для регистрации в отеле обычные водительские права. Это упростит процедуру, особенно для поездок по России.

Правила также усиливают защиту прав туристов при бронировании:

  • Гарантия ожидания: Гостиница обязана хранить бронь в течение полных суток с момента планового заезда. Ранее отели могли аннулировать номер, если гость не прибыл к определённому времени («негарантированное бронирование»).
  • Бесплатная отмена: Турист может бесплатно отменить бронь без каких-либо финансовых потерь, если уведомит отель не позднее дня, предшествующего дате заезда.
  • Ответственность за позднюю отмену: В случае отмены в день заезда, опоздания или неявки с гостя может быть удержана плата, но не более чем за одни сутки проживания.

Кроме того, новые нормы жёстко регулируют односторонний отказ отеля от предоставления услуги: это возможно только при условии полной компенсации всех убытков клиенту.

Скорректированы и бытовые требования к гостиницам. Заведения по-прежнему обязаны бесплатно вызывать скорую помощь, иметь аптечку, будить постояльцев по запросу и доставлять корреспонденцию. Однако с марта 2026 года исчезает обязанность обеспечивать guests кипятком, но появляется требование о возможности предоставить тонометр.

Важным шагом к повышению прозрачности рынка станет обязательное включение всех средств размещения в единый государственный реестр. Забронировать номер на агрегаторах можно будет только у участников этого реестра. Это, как отмечают эксперты, поможет защитить права потребителей.

«Обновление нормативной базы в сфере гостеприимства назрело давно, — прокомментировал программный директор факультета гостеприимства и индустрии спорта РАНХиГС Кирилл Яковлев. — Документ впервые с 2020 года полноценно унифицирует правила для всех типов размещения».

Также ужесточаются требования к информированию гостей. В описании услуг должны быть чётко указаны площадь номера, а также все условия и сроки отмены бронирования и возврата предоплаты. Эти же данные обязательно должны прописываться в договоре.

Предыдущая статьяШтрафы для банков-нарушителей вырастут в десятки раз
Следующая статьяВерховный суд РФ обобщит практику по сделкам с недвижимостью на основе дела Лурье и Долиной